Более 70% поверхности Земли покрыто водой, и в этих глубинах скрываются одни из самых сложных и грозных машин, созданных человеком — подводные лодки. Некоторые из них могут месяцами не подниматься на поверхность, неся на борту мощь, способную изменить ход истории. Эти стальные гиганты бесшумно скользят в толще океана, оставаясь невидимыми и неслышимыми для большинства. Они являются вершиной инженерной мысли и ключевым элементом военно-морских сил многих государств.
Если вы когда-либо задавались вопросом, какие подводные лодки бывают, то вы попали по адресу. В этом материале мы подробно разложим по полочкам все основные типы субмарин, их задачи и ключевые отличия. Этот гид предназначен для тех, кто хочет разобраться в теме с нуля, без сложных технических терминов и запутанных определений. Мы не только рассмотрим их классификацию по типу двигателя и боевому назначению, но и разберемся, как называются подводные лодки в официальной терминологии и чем они отличаются друг от друга. Вы узнаете, почему одни называют «охотниками», а другие — «стратегами», и поймете, какое «сердце» бьется внутри этих невероятных машин.
Классификация по типу энергетической установки — «Сердце» субмарины
Самый фундаментальный способ разделить все субмарины — посмотреть на их «сердце», то есть на тип двигателя или энергетической установки. Именно он определяет, как долго лодка может находиться под водой, насколько она быстра, шумна и, в конечном счете, эффективна в выполнении своих задач. От типа двигателя зависит главный параметр любой подлодки — ее скрытность и автономность. Существует три основных вида подводных лодок по этому принципу.
Атомные подводные лодки (АПЛ)
Атомные подводные лодки, или АПЛ, — это настоящие властелины океанских глубин. Их ключевое отличие заключается в наличии на борту ядерного реактора. Это не двигатель в прямом смысле слова, а, скорее, бесконечный источник тепла. Реактор нагревает воду в первом контуре до огромных температур. Эта перегретая вода поступает в парогенератор, где отдает свое тепло воде второго контура, превращая ее в пар. А уже этот пар под высоким давлением вращает мощные турбины, которые соединены с гребным винтом и электрогенераторами. Генераторы питают все системы корабля, от навигации до систем жизнеобеспечения.
Преимущества АПЛ:
- Практически неограниченная автономность. Ядерное топливо в реакторе не требует замены годами, а порой и в течение всего срока службы лодки. Это означает, что АПЛ не нужно всплывать для пополнения запасов топлива или зарядки батарей. Единственное, что ограничивает время ее нахождения под водой, — это запасы продовольствия и пресной воды для экипажа, которые обычно рассчитаны на 3-4 месяца непрерывного похода.
- Высокая скорость и мобильность. Благодаря огромной мощности реактора, АПЛ могут развивать и, что важнее, поддерживать высокую подводную скорость (до 30-35 узлов, или около 65 км/ч). Это позволяет им быстро перемещаться между театрами военных действий, уходить от преследования или, наоборот, догонять вражеские корабли.
Недостатки АПЛ:
- Высокая стоимость и сложность. Строительство, обслуживание и последующая утилизация атомной подводной лодки — это чрезвычайно дорогие и технологически сложные процессы, доступные лишь нескольким странам мира.
- Шумность. Ядерный реактор и связанные с ним системы, особенно насосы, которые прокачивают охлаждающую жидкость, работают постоянно. Они создают характерный акустический шум, который, несмотря на все инженерные ухищрения и системы амортизации, может быть обнаружен чувствительными гидроакустическими системами противника.
Именно здесь мы и ответим на вопрос, как называются атомные подводные лодки в российской классификации. Они обозначаются аббревиатурой АПЛ. В зависимости от задач и вооружения, к ней могут добавляться другие буквы: ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) или РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения).
Примеры: Российский РПКСН проекта 955 «Борей» или многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень-М» являются яркими представителями современных атомных субмарин.
Дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ)
Дизель-электрические подводные лодки — это классика подводного флота. Они появились гораздо раньше атомных и до сих пор составляют основу подводных сил большинства стран мира. Принцип их работы основан на комбинации двух типов двигателей.
У ДЭПЛ есть два основных режима движения. В надводном положении или под водой на небольшой глубине с использованием шноркеля (специальной трубы для забора воздуха) работают мощные дизельные двигатели. Они выполняют две функции: вращают гребной винт, приводя лодку в движение, и одновременно работают как генераторы, заряжая огромные аккумуляторные батареи. Когда лодке нужно уйти на глубину и стать максимально незаметной, дизели глушатся, и она переходит на бесшумные электромоторы, которые питаются от накопленной в батареях энергии.
Преимущества ДЭПЛ:
- Сверхвысокая скрытность. В режиме движения на электромоторах ДЭПЛ практически не издают шумов. Работает только винт и вспомогательные механизмы. За эту невероятную тишину в западной терминологии их прозвали «черными дырами в океане», потому что обнаружить такую лодку современными средствами гидроакустики крайне сложно.
- Относительная дешевизна и простота. По сравнению с атомными аналогами, ДЭПЛ значительно дешевле в постройке, эксплуатации и обслуживании.
Недостатки ДЭПЛ:
- Малая подводная автономность. Запас энергии в аккумуляторных батареях ограничен. В зависимости от скорости, лодка может пройти под водой на электромоторах от нескольких десятков до нескольких сотен миль, что обычно занимает 2-3 суток. После этого ей необходимо всплыть на поверхность или поднять шноркель для запуска дизелей и зарядки батарей. В этот момент она становится очень уязвимой для обнаружения.
Примеры: Легендарные российские подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» (усовершенствованная версия проекта 877 «Палтус») и новейшие лодки проекта 677 «Лада».
Неатомные подводные лодки с воздухонезависимой энергетической установкой (НАПЛ с ВНЭУ)
Это самый современный и технологичный тип неатомных субмарин, который представляет собой «продвинутую» версию классических ДЭПЛ. Их ключевая особенность — наличие на борту воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ).
ВНЭУ — это дополнительный двигатель, который позволяет вырабатывать электроэнергию прямо под водой, без необходимости доступа к атмосферному воздуху. Существуют разные типы таких установок, например, двигатели Стирлинга, работающие на разнице температур, или электрохимические генераторы (топливные элементы), которые получают энергию из реакции водорода и кислорода. Эта установка работает параллельно с основными дизелями и аккумуляторами. Она не такая мощная, как основной двигатель, но ее энергии достаточно для медленного, но длительного движения под водой и питания всех бортовых систем.
Благодаря ВНЭУ лодка может находиться под водой без всплытия не 2-3 дня, как обычная ДЭПЛ, а 2-3 недели. Это кардинально повышает ее скрытность и боевые возможности. Таким образом, НАПЛ занимают промежуточное положение между классическими ДЭПЛ и атомными лодками по своей подводной автономности, сочетая в себе скрытность первых и выносливость, приближающуюся ко вторым.
Пример: Российский проект 677 «Лада» изначально проектировался с возможностью оснащения воздухонезависимой энергетической установкой в будущем, что делает его одной из самых перспективных неатомных подлодок в мире.
Классификация по боевому назначению — «Профессии» под водой
Теперь, когда мы знаем, что «питает» субмарины и как долго они могут скрываться в глубине, давайте разберемся, для чего они предназначены. Тип двигателя определяет возможности, но задачи диктуют состав вооружения, размеры и тактику применения. Вопрос «какие бывают подводные лодки» во многом сводится к их боевым задачам или, если говорить проще, к их «профессиям».
Стратегические ракетоносцы (РПКСН)
Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) — это самые грозные корабли на планете. Их главная и, по сути, единственная задача — ядерное сдерживание. Это не «охотники» и не «убийцы кораблей». Их миссия — быть невидимой и неуязвимой мобильной платформой для запуска межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками.
Главная цель РПКСН — скрытно патрулировать заданные районы Мирового океана, находясь в постоянной готовности. В случае получения приказа из высшего командного центра, такой крейсер должен нанести ответный ядерный удар по стратегическим объектам на территории противника. Само их существование и способность нанести гарантированный сокрушительный удар удерживают потенциального агрессора от нападения.
- Вооружение: Основным оружием являются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), размещенные в специальных вертикальных шахтах. Например, на российских РПКСН проекта «Борей» установлено по 16 ракет «Булава».
- Особенности: Это самые большие подводные лодки в мире. Их огромные размеры обусловлены необходимостью разместить ракетные шахты, мощный ядерный реактор и создать комфортные условия для экипажа во время долгих автономных походов, которые могут длиться месяцами. Главный приоритет при их проектировании — максимальная скрытность и бесшумность.
Пример: Уже упомянутый российский проект 955 «Борей» и его предшественник, знаменитый проект 941 «Акула», занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая подводная лодка в истории.
Многоцелевые (ударные) подводные лодки
Если стратегические ракетоносцы — это «носители ядерной дубины», то многоцелевые подлодки — это универсальные солдаты, настоящие «охотники» и «рабочие лошадки» подводного флота. Они могут быть как атомными (ПЛАРК или МПЛАТРК), так и дизель-электрическими (ДЭПЛ). Их спектр задач чрезвычайно широк.
- Борьба с подводными лодками противника: Это их основная и самая сложная задача. «Дуэли» субмарин в глубине океана — это высший пилотаж для экипажа и техники.
- Уничтожение надводных кораблей: Многоцелевые лодки представляют смертельную угрозу для любых надводных целей, включая самые защищенные — авианосные ударные группы.
- Нанесение ударов по наземным целям: Современные многоцелевые субмарины вооружены высокоточными крылатыми ракетами большой дальности (например, «Калибр»), которые могут поражать цели на суше на расстоянии в тысячи километров.
- Разведка и наблюдение: Благодаря своей скрытности, подлодки идеально подходят для сбора разведывательной информации у берегов противника, прослушивания кабелей связи или слежения за вражескими эскадрами.
- Постановка минных заграждений: Они могут скрытно выставлять мины на морских путях и у входов во вражеские порты.
Вооружение: Арсенал многоцелевых лодок разнообразен и включает в себя торпеды, противокорабельные ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов, крылатые ракеты в вертикальных пусковых установках и мины.
Примеры: Среди атомных — это новейший российский проект 885 «Ясень-М», а среди дизель-электрических — проект 636.3 «Варшавянка», обладающий исключительной скрытностью.
Подводные лодки специального назначения
Это самая загадочная и секретная категория подводных кораблей. Они создаются для выполнения уникальных, нестандартных и зачастую неафишируемых миссий. Конструкция и оборудование таких лодок сильно отличаются от серийных боевых субмарин и напрямую зависят от их специфических задач.
Примеры задач:
- Глубоководные исследования: Изучение морского дна, проведение научных и военно-технических экспериментов на больших глубинах.
- Спасательные операции: Доставка спасательных аппаратов к затонувшей подводной лодке.
- Транспортировка и высадка боевых пловцов: Обеспечение работы морского спецназа и диверсионных групп.
- Операции на морском дне: Установка или, наоборот, повреждение подводных кабелей связи, подъем секретного оборудования с затонувших кораблей и самолетов.
- Корабль-носитель: Транспортировка сверхмалых подводных лодок или глубоководных аппаратов к месту проведения операции.
Пример: Печально известная из-за аварии, но уникальная по своим возможностям российская атомная глубоководная станция АС-31 «Лошарик», предназначенная для работы на предельных глубинах.
Краткая классификация по водоизмещению (размеру)
Для полноты картины стоит упомянуть, что субмарины делят и по размеру, который измеряется в тоннах водоизмещения (объеме вытесненной воды). Этот параметр напрямую связан с задачами лодки и типом ее энергетической установки. Чем больше корабль, тем больше оружия и оборудования он может нести и тем дольше находиться в автономном плавании.
- Тяжелые/Большие (свыше 10 000 тонн): В эту категорию входят практически все атомные стратегические ракетоносцы. Их гигантские размеры необходимы для размещения баллистических ракет и обеспечения длительной автономности. Пример: Проект 941 «Акула» с подводным водоизмещением около 48 000 тонн — абсолютный рекордсмен.
- Средние (от 2 500 до 10 000 тонн): Это самый распространенный класс, включающий большинство многоцелевых атомных подводных лодок и крупных дизель-электрических и неатомных субмарин. Они обладают сбалансированным сочетанием вооружения, скорости и автономности. Пример: Проект 885 «Ясень-М» (около 13 800 тонн) или Проект 636.3 «Варшавянка» (около 4 000 тонн).
- Малые (до 2 500 тонн): Сюда относятся классические дизель-электрические лодки, предназначенные для действий в прибрежных морях, узостях и на мелководье. Их преимущество — маневренность и еще большая скрытность в условиях ограниченного пространства. Пример: Проект 877 «Палтус» (около 3 000 тонн).
- Сверхмалые (до 500 тонн): Это очень специфические аппараты, предназначенные для диверсионных операций, доставки боевых пловцов и разведки в акватории вражеских портов и баз. Пример: Советский проект 865 «Пиранья».
Заключение
Итак, мы разобрались, какие подводные лодки бывают. Их мир сложен и многообразен, но основные принципы классификации довольно просты. Субмарины можно разделить по их «сердцу» — на атомные, обладающие почти бесконечной энергией, и неатомные, которые берут своей невероятной скрытностью. А можно классифицировать их по «профессии» — на стратегов, несущих ядерное возмездие, универсальных многоцелевых охотников и узкопрофильных «специалистов» для самых деликатных миссий. Часто эти классификации пересекаются: например, «Ясень» — это и атомная, и многоцелевая, и большая подводная лодка.
Мир подводного флота — это сплав передовых технологий, сложнейших инженерных решений и стратегического мышления. От гигантских «носителей судного дня», способных в одиночку уничтожить континент, до почти незаметных дизельных субмарин, которые могут неделями поджидать свою цель у вражеского берега, — каждая из них играет свою уникальную и незаменимую роль в обеспечении безопасности и поддержании баланса сил на мировой арене.